Златовратский Н.Н.


ЗЛАТОВРАТСКИЙ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1845–1911), русский писатель. Родился 14 (26) декабря 1845 во Владимире в семье письмоводителя канцелярии, предводителя дворянства – выходца из среды духовенства (дед Златовратского – дьякон Николо-Златовратской церкви во Владимире). В 1864 окончил Владимирскую гимназию, посещал землемеро-таксаторские классы. Участвовал в обмере земель во время Крестянской реформы 1861, в проведении которой активное участие принимал его отец, организатор общедоступной городской библиотеки (1859). Помогая отцу, Златовратский приохотился к чтению, еще гимназистом познакомился с произведениями В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, с «Колоколом» А.И.Герцена, выпускал рукописный журнал «Наши думы», сочинял стихи «и по Кольцову, и по Некрасову», «рассказы по Тургеневу и Помяловскому», а «по Островскому целую драму из народного быта в подражание его Грозе».

В 1864–1865 Златовратский учился на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1865–1866 – на механическом отделении Петербургского технологического института, который оставил из-за крайней нужды. В 1866 работал корректором в газете «Сын отечества». В 1866–1884, дебютировав рассказом Чупринский мир, выступал в журнале «Отечественные записки». Публиковал в «Искре», «Будильнике», «Неделе», «Русской мысли» основанные на жизненных наблюдениях очерки и рассказы, частично составившие первый сборник Сатирические рассказы мещанина – золотого человека. Кн. 1. Наши Палестины (1876, под псевд. Маленький Щедрин), представивший, в манере знаменитого сатирика, образы рядового обывателя, довольствующегося серым и, по возможности, сытым существованием человека «золотой середины». Также описывал жизнь рабочих стекольных заводов (Рассказы заводского хлопца, 1868–1870), типографских рабочих, крестьян, пришедших в столицу на заработки (проникнутый автобиографическими мотивами рассказ В артели (Из записок петербургского пролетария), 1876), городских низов (Предводитель золотой роты, 1876).



В 1872 после тяжелой болезни Златовратский вернулся во Владимир (с 1884 жил в Москве), работал над повестью Крестьяне-присяжные (1874–1875), выявившей характерную для него поэтизацию общинной жизни и мужицкой души, разрушаемых в пореформенной деревне, которую писатель живо, обстоятельно и тенденциозно (хищная «правда» дельцов новой формации, «необузданных деспотов», противостояла идиллическим персонажам хранителей патриархальной «чистой, любовной, мирной, устойчивой» старины) описал в романе Устои. История одной деревни (1880–1882). Не лишенные справедливости упреки в идолопоклонстве перед народом (в т.ч. со стороны В.Г.Короленко) не помешали широкому общественному резонансу «народоведческих» произведений Златовратского – как беллетристических (рассказы Авраам, 1878; Кабан. Рассказ моего знакомого, др. назв. Горе старого Кабана, 1880; Деревенский Король Лир, особенно остро и драматично показывающие процесс расслоения в деревне), так и публицистических (цикл очерков Деревенские будни, 1879; Очерки деревенского настроения, Красный куст. Страница деревенских будней, оба 1881), в которых писатель подчеркивал стремление крестьянства и в «новых формах» сохранить «традиционные начала». Именно Златовратскому принадлежит введение в русскую культуру образа-символа деревенского эксплуататора и хама Колупаева и понятия «колупаевщины», «колупаевской революции», ознаменованной как появлением «грубого, грязного, утробного кулака» (что дало основание многим видным критикам, в т.ч. С.А.Венгерову, Н.К.Михайловскому и Г.В.Плеханову, признать Златовратского объективным и беспристрастным исследователем крестьянской жизни), так и пробуждением в терпеливом русском мужике духа бунтарства. «Мирским заступникам» из среды народников-семидесятников посвящена повесть Златовратского Золотые сердца (1877) с ее главным героем – интеллигентом-подвижником доктором Башкировым.

В 1879 Златовратский стал одним из организаторов и редактором журнала «Русское богатство» (программная статья Народный вопрос в нашем обществе и литературе, 1880, под псевд. Н. Оранский, где писатель высказывает сомнения в способности общины противодействовать формированию «класса сельской буржуазии... и пролетариата»). Увлечение идеями и стилем народных рассказов Л.Н.Толстого (с которым он познакомился в 1883) отразились в рассказа






Возможно заинтересуют книги: