биография Тэффи

ТЭФФИ, НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА
(наст. фамилия – Лохвицкая, по мужу – Бучинская) (1872–1952), русская
писательница. Родилась 9 (21) мая, по другим сведениям – 27 апреля (9 мая)
1872 в С.-Петербурге (по другим сведениям – в Волынской губ.). Дочь
профессора криминалистики, издателя журнала «Судебный вестник»
А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой («русская Сафо»).
Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса Женский
вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая,
печатались под ее девичьей фамилией.

Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой,
он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи), но также
и к стихам Р.Киплинга «Taffy was a walesman / Taffy was a thief». Рассказы и
сценки, появлявшиеся за этой подписью, были настолько популярны в
дореволюционной России, что даже существовали духи и конфеты «Тэффи».




Как постоянный автор журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» (Тэффи
печаталась в них с первого номера, вышедшего в апреле 1908, до запрещения
этого издания в августе 1918) и как автор двухтомного собрания
Юмористических рассказов (1910), за которым последовало еще несколько
сборников (Карусель, Дым без огня, оба 1914, Неживой зверь, 1916), Тэффи
снискала репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного.
Считалось,что ее отличает тонкое понимание человеческих слабостей,
мягкосердечие и сострадание к своим незадачливым персонажам.



Излюбленный жанр Тэффи – миниатюра, построенная на описании незначительного

комического происшествия. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из
Этики Б.Спинозы, который точно определяет тональность многих ее
произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо». Краткий
период революционных настроений, которые в 1905 побудили начинающую Тэффи
сотрудничать в большевистской газете «Новая жизнь», не оставил заметного
следа в ее творчестве. Не принесли весомых творческих результатов и попытки
писать социальные фельетоны со злободневной проблематикой, которых ожидала
от Тэффи редакция газеты «Русское слово», где она публиковалась начиная с
1910. Возглавлявший газету «король фельетонов» В.Дорошевич, считаясь со
своеобразием дарования Тэффи, заметил, что «нельзя на арабском коне воду
возить».



В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А.Аверченко Тэффи
уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после
продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск,
Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге
Воспоминания (1931), которая представляет собой не мемуары, а скорее
автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и
пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое
отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий:
«Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным
прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука
прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от
всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не моBа».



В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920) был напечатан
рассказ Тэффи Ке – фер, и фраза его героя, старого генерала, который,
растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо... но
que faire? Фер-то – ке?», стала своего рода паролем для очутившихся в
изгнании. Публикуясь почти во всех видных периодических изданиях Рассеяния
(газеты «Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», журналы «Звено»,
«Современные записки», «Жар-птица»), Тэффи выпустила ряд книг рассказов
(Рысь, 1923, Книга Июнь, 1931, О нежности. 1938), показавших новые грани ее
таланта, как и пьесы этого периода (Момент судьбы, 1937, написанная для
Русского театра в Париже, Ничего подобного, 1939, поставлена Н.Евреиновым),
и единственный опыт романа – Авантюрный роман (1931).



В прозе и драматургии Тэффи после эмиграции заметно усиливаются грустные,
даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской – и умерли смертью
здесь, – сказано в одной из ее первых парижских миниатюр Ностальгия (1920).
–... Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что
приходит оттуда». Тональность рассказа Тэффи все чаще соединяет в себе
жесткие и примиренные ноты. В представлении писательницы, тяжелое время,
которое переживает ее поколение, все-таки не изменило вечного закона,
говорящего,что «сама жизнь... столько же смеется, сколько плачет»: порою
невозможно отличить мимолетные радости от печалей, сделавшихся привычными.




В мире, где скомпрометированы или утрачены многие идеалы, которые казались
безусловными, пока не грянула историческая катастрофа, истинными ценностями
для Тэффи остаются детская неискушенность и естественная приверженность
нравственной правде – эта тема преобладает во многих рассказах, составиших
Книгу Июнь и сборник О нежности, – а также самоотверженная любовь. Все о
любви (1946) озаглавлен один из последних сборников Тэффи, в котором не
только переданы самые прихотливые оттенки этого чувства, но много говорится
о любви христианской, об этике православия, выдержавшей те тяжелые
испытания, что были ей уготованы русской историей 20 в. Под конец своего
творческого пути – сборник Земная радуга (1952) она уже не успела сама
подготовить к печати – Тэффи совсем отказалась от сарказма и от сатирических
интонаций, достаточно частых как в ее ранней прозе, так и в произведениях
1920-х годов. Просветленность и смирение перед судьбой, которая не обделила
персонажей Тэффи даром любви, сопереживания и эмоциональной отзывчивости,
определяют основную ноту ее последних рассказов.



Вторую мировую войну и оккупацию Тэффи пережила, не покинув Париж. Время от
времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед
эмигрантской публикой, которой становилось все меньше с каждым годом. В
послевоенные годы Тэффи была занята мемуарными очерками о своих
современниках – от Куприна и Бальмонта до Г.Распутина.



Умерла Тэффи в Париже 6 октября 1952.





Возможно заинтересуют книги: